Электронное взаимодействие с судами: реальные кейсы АСВ
Цифровизация судебного производства – это у же давно не просто модный тренд, а реальная возможность сократить затраты времени и средств на взыскание задолженности. Мы попросили специалистов «Агентства судебного взыскания» рассказать, как государственные цифровые сервисы на практике помогают компании добиваться отличных результатов для своих клиентов.
С 2021 года Агентство массово использует возможности ГАС «Правосудие» и Мосгорсуд для подачи документов в суд, направления запросов и жалоб. Это стало возможно благодаря разработке и внедрению дополнительного ПО, позволяющего автоматизировать работу с информационными системами.
Справка
Идея создания единой информационной системы для судов была заложена еще в федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002—2006 годы. В 2006 году государственная автоматизированная система (ГАС) «Правосудие» была разработана и рекомендована к внедрению.
Позднее ГАС «Правосудие» подверглась модернизации в ходе выполнения федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013—2020 годы», в том числе внедрена система юридически значимого электронного документооборота и появилась возможность ведения онлайн-трансляций судебных заседаний (с 2015 года).
С 2016 года система ГАС «Правосудие» подключена к единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), а с 2017 года функционирует сервис подачи документов в федеральные суды общей юрисдикции в электронной форме.
ГАС «Правосудие» объединяет суды за пределами МКАД. В Москве аналогичные электронные услуги можно получить через сайт Мосгорсуда.
Электронная подача документов
Для клиента – заказчика Агентства электронная подача документов в суд ничем не отличается от бумажной. Он также передает реестр, который специалисты Агентства загружают, проверяют на наличие необходимых документов, разрабатывают специальные шаблоны документов и определяют подсудность.
Именно после определения подсудности можно узнать, возможна ли электронная подача документов. По информации на конец июля 2022 года к системе электронного правосудия было подключено 2849 районных и мировых судов по всей России, однако их число постоянно меняется.
В случае, если электронная подача возможна, Агентство выбирает именно такой вариант, применяя собственные дополнительные средства автоматизации.
«Заполнение формы на портале ГАС «Правосудие» по одному конкретному делу вручную занимает 20-30 минут, но в компании реализован инструмент, позволяющий масштабировать процесс и направлять дела массово, - отмечает Татьяна Кожуховская, начальник отдела судебного производства «Агентства судебного взыскания». - Мы загружаем все дела, формируем единый образец заявления и автоматически подписываем все документы электронной подписью. По сути, наши затраты времени на одно дело и на 1000 дел практически одинаковы».
За счет электронной подачи удается сэкономить и ресурсы, и время. «Суд получает эти документы практически моментально, так как исключается почтовый пробег, на следующий день суд регистрирует дело и запускается судебная процедура», - продолжает Татьяна Кожуховская.
Постепенно электронное взаимодействие становится привычным и для судов. «Судебный департамент регулярно проводит обучение своего аппарата. Сегодня по общему объему подач мы фиксируем только 3% возвратов на том основании, что мы не предоставили бумажный оригинал, - отмечает Юлия Власова. – Поэтому на сегодняшний день мы считаем, что электронные подачи эффективны и суды уже знают, как с этим работать».
Мониторинг
Работа с электронными сервисами не заканчивается на этапе подачи.
«После того, как документы поданы, наша основная задача – отслеживать дела и получить исполнительные документы, - рассказывает Татьяна Кожуховская. – Мы активно используем ГАС «Правосудие» и Мосгорсуд для направления внепроцессуальных документов».
«В частности, мы задействуем в ГАС «Правосудие» такой раздел, как Обращения граждан. К этому сервису подключено очень много судов и суды его используют даже активнее, чем электронную почту. Также мы электронно направляем частные и апелляционные жалобы, жалобы в вышестоящие суды на бездействие судебного аппарата. Скорость принятия к производству и получения ответа значительно выше, чем по традиционным каналам».
Простота использования инструмента позволяет направлять жалобы массово. В неделю может быть подано порядка 4000 запросов.
В ближайшем будущем «Агентство судебного взыскания» планирует усовершенствовать свою систему интеграции с электронными сервисами.
«Наша идеальная картина интеграции – получать всю информацию, доступную в ГАС «Правосудие», автоматически. Это позволит высвободить 20-30% времени наших сотрудников и направить их усилия на более сложные процессы», – подвела итог Татьяна Кожуховская.