Как изменилось отношение россиян к коллекторам
Длительное время профессиональные коллекторские компании делают максимум, чтобы бороться с негативными стереотипами о своей деятельности, которые прочно укрепились в головах россиян.
В мае 2023 Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) предоставил данные опроса россиян о деятельности коллекторских агентств. Благодаря этой статистике можно отследить изменения общественного мнения о работе специалистов по взысканию.
Понимание современного коллекторского рынка
Многие россияне до сих пор далеки от темы коллекторских услуг (30% никогда не обращались к коллекторам, еще 23% затруднились ответить на вопрос). Поэтому современным коллекторам стоит обратить внимание в первую очередь на уровень осведомленности в обществе, больше говорить о рынке и сегодняшней ситуации.
О том, что не обращались к коллекторам, говорят 33% и 36% среди граждан 45-59 лет и старше 60 лет, это более, чем в два раза выше в сравнении с 18-24-летними (15%).
К сожалению, большая часть информации о коллекторском рынке ориентировано на молодую аудиторию. Об этом свидетельствует то, что рост цивилизованности среди коллекторов чаще других отмечали россияне 25-34 лет (33%) и жители городов-миллионников (32%).
Старшее поколение чаще верит телевизору, а тот скорее покажет «острый» материал о черных коллекторах, чем контент про работу легального рынка специалистов по взысканию. Поэтому уровень осведомленности стоит повышать в первую очередь в этой группе. Важно говорить с этой аудиторией на понятном языке и использовать традиционные каналы для диалога.
Влияние правового регулирования на репутацию взыскателей
Позитивным сдвигом можно считать то, что каждый четвертый замечает более цивилизованную работу коллекторов – 25%. 18% полагают, что никаких изменений не произошло и только 4% считают, что коллекторы стали работать менее цивилизованно. То, что государство не оставляет без внимания эту сферу, позитивно сказывается и на репутации коллекторского рынка.
Представления об уровне государственного контроля за деятельностью коллекторов связано с тем, как опрошенные оценивают работу взыскателей. Среди тех, кто замечает рост цивилизованности коллекторов, 58% считают контроль достаточным. Те же, кто не замечает изменений в работе коллекторов, в 73% случаев говорят о недостаточном контроле. Эта позиция также более близка россиянам старшего возраста – 36% и 37% среди 45-59-летних и тех, кто старше 60 лет, тогда как треть молодежи называла контроль достаточным (32% и 38% среди россиян 18-24 и 25-34 лет).
Из данных ВЦИОМ можно сделать общий вывод, что коллекторским агентствам и профессиональным сообществам важно работать в первую очередь с уровнем осведомленности и понимания работы коллекторской сферы среди населения. Особенно стоит обратить внимание на старшую аудиторию. Позитивный диалог между взыскателями и обществом повысит уровень доверия к игрокам этого рынка. Важно сформировать понимание, что коллекторы уже не «выбиватели» долгов, а финансовые консультанты и психологи, которые готовы идти на встречу должникам.